Созданное в 1995 г. российское предприятие «Мултон», специализируется на изготовлении морсов, нектаров, соков и пюре. Через 10 лет, после запуска первых производственных линий, фирма становится частью системы Coca-Cola. Только на двух заводах в Щёлкове и Санкт-Петербурге выпускается ежегодно порядка 790 млн. литров соковой продукции.

По статистике аналитической команды «Мултон», россияне в год употребляют 79 порций соковой продукции на одного жителя страны. Порцией принято считать 0,237 л, такой объем был у первой фирменной бутылочки Кока-Кола. Россия занимает серединное положение по данному показателю: в Голландии он составляет 180–200 порций, а в Албании выпивается одна на жителя. Российский потребитель предпочитает апельсиновые, мультифруктовые или яблочные соки.

К соковой продукции относятся несколько видов.

1. Соки. В них нет иных ингредиентов, кроме самого сока, поэтому на упаковке состав не указывается, если это однокомпонентный продукт. Они бывают свежевыжатыми (делаете сами дома или напиток готовится при вас); восстановленными (в заводских условиях) и прямого отжима (какое-то время были на хранении).
2. Нектары. На соковую часть в них приходится 25–50%, при этом процент по техрегламенту у каждого фрукта свой.
3. Морсы. В них добавляется 15% сока ягод.
4. Сокосодержащие напитки. Незначительный процент соковой составляющей, всего около 10%.

Процесс производства сока  Rich

Одним из основных брендов, выпускаемых компанией «Мултон» является Rich. Для производства соков марки Rich в зависимости от рецептуры используется различное сырье, закупаемое у производителей разных стран мира. Так, ананасный полуфабрикат поступает из Таиланда, апельсиновый – из Бразилии, а томатный завозится из Испании. Проводятся закупки и у отечественных изготовителей: яблочный концентрат поставляют из Тамбовской области.

Чтобы получить продукцию, годную для дальнейшей переработки, фрукты сортируют, очищая от попавших с ними листьев, веточек, и моют. После предварительной подготовки из сырья отжимается сок под прессом. Однако в полученном на этой промежуточной стадии продукте большой процент воды, которую нет смысла везти на большое расстояние, поэтому ее выпаривают для получения концентрата. В герметично закрытой емкости сок нагревается до 60-65 °С, при этом важно не дать ему кипеть, иначе разрушаются витамины, теряются полезные свойства. Подготовленный полуфабрикат разливается в специальные асептические пакеты, которые укладываются в бочки и отправляются в Россию, обычно морем.

Помимо того, что концентрат выгоднее перевозить, он сохраняется намного дольше, чем свежевыжатый сок. В свежий консерванты вводить нельзя, а концентрированный сохраняется около двух лет вообще без каких-либо стабилизаторов.

Бочки с пакетами привозят на заводской склад. Для большинства соков высокой концентрации достаточно небольшой температуры ниже нуля, чтобы они не испортились. Перед поступлением в цех для дальнейшей переработки полуфабрикатов бочки подогревают до необходимой температуры.

Этапы изготовления

1. После отогревания бочки поступают в купажный цех, где оператор производит проверку целостности упаковки, вскрывает пакеты с концентратом. По конвейерной линии бочки двигаются к бочкоопрокидывателю, который переворачивает их над большой емкостью и опорожняет. Работник убирает пакеты и отжимает оставшийся в них концентрат через механизм, напоминающий валики для отжима белья в старых стиральных машинах. Вся масса качается насосом в трубы, откуда поступает в купажные танки объемом 1-10 тонн и смешивается с очищенной артезианской водой.
2. Воздух окисляет продукт, приводит к брожению, поэтому от него следует избавиться. Проводится пастеризация и деаэрация напитка, для чего сначала он нагревается до 55-60 °С, после этого удаляются воздушные пузырьки. Для густых соков (из персика, апельсина) необходим процесс гомогенизации, чтобы они стали однородными, без комочков; для осветленных в этом нет необходимости, их сразу пастеризуют. Нагревание до 85-90 °С в течение полуминуты и быстрое охлаждение позволяют по максимуму сохранить все полезные свойства продукта.
3. В цех по розливу готовый продукт отправляется по герметичным стерильным трубопроводам. Как и в других производственных помещениях, в этом также идеальная чистота и все процессы автоматизированы. Тара для упаковки проходит предварительную термообработку, после чего через пероксидную ванну попадает в стерильную камеру. Пока в упаковочные пакеты Combibloc не разольют готовый сок Rich, доступа воздуха к ним нет. Когда коробочка готова, она маркируется и на нее наклеивается крышка.

На каждом из производственных этапов ведется тщательный контроль, отбираются пробы, их исследование проводится в заводских лабораториях. Над новыми вкусами продуктов работают специалисты научно-исследовательского центра.
4. Завершает цикл складирование пакетов в гофрокоробы, использующиеся для перевозки.